[сабейск. Юсуф зу Нувас, Масрук, Дунаас, Димнос, Финхас], иудей, узурпировавший царскую власть в гос-ве Химьяр в нач. 20-х гг. VI в., гонитель христиан. Подлинное имя Й. А. Я., сохранившееся в сабейских надписях, состоит из евр. личного имени (Ja 1028/1; вариант - (Ry 508/2)), к-рое почти не встречается в доислам. арав. эпиграфике, и 2 эпитетов, к-рые, вероятно, давались по обретении определенного социального статуса. Обычно имена представителей знати и царей в доислам. Юж. Аравии дополнялись одним эпитетом, однако в истории Катабана и Химьяра есть примеры, когда по неясным причинам их оказывалось 2. Среди поздних химьяритских царей Й. А. Я. был единственным, кто имел тройное имя (в надписи Ry 508/2 приведено в сокращенном варианте, лишь с одним эпитетом ( )).
В сир. традиции Й. А. Я. известен как Масрук ( ). Это имя приводится в единственной сохранившейся рукописи сир. «Книги химьяритов» (в перевернутом виде) и в написанном по-гречески, но дошедшем лишь в сир. версии гимне Иоанна Псалта. Возможно, авторы ошибочно отождествили Й. А. Я. с царем Масруком, сыном Абрахи, последним представителем т. н. эфиоп. династии, правившей Химьяром в 30-60-х гг. VI в. В обеих версиях письма еп. Симеона Бет-Аршамского, написанного по-сирийски и описывающего гонения Й. А. Я., царь не называется по имени.
В арабо-мусульманских источниках Й. А. Я. упоминается как Юсуф зу Нувас ( ). Прозвище зу Нувас (обладающий локоном), по общему мнению средневек. комментаторов, царь получил потому, что его лицо обрамляли 2 курчавых локона. Связь этого прозвища с принадлежностью Й. А. Я. к иудейской религиозной традиции не просматривается, поскольку обычай носить пейсы возник гораздо позднее. В результате искажения араб. прозвища Й. А. Я. появилось греч. имя Дунаас (Δουναάς), представленное в Мученичестве Арефы, откуда оно перешло в церковнослав. язык в различных вариантах (Дунас, Дунаан и др.). К греч. форме имени восходит также арабо-христ. вариант Финхас ( ), без изменений заимствованный эфиоп. агиографией ( ). В ряде произведений греч. и сир. историографии (напр., у Иоанна Малалы, в хронике Зукнина (см. Дионисия Телль-Махрского хроника)) араб. прозвище зу Нувас превратилось в царское имя Димнос (Дамнос, Дамианос, Димнон).
Нек-рые представители средневек. йеменской историко-культурной традиции утверждали, что при рождении Й. А. Я. был наречен именем Асад ( ; согласно Вахбу ибн Мунаббиху) или Зура ( ; согласно аль-Хамдани), но достоверность этих сведений вызывает сомнения, в т. ч. из-за их внутренней противоречивости. Йеменский историк Нашван ибн Саид аль-Химьяри (XII в.) указывал, что имя Зура носил не Й. А. Я., а его отец.
Практически все источники сходятся в том, что Й. А. Я. был иудеем по рождению. Приводимые средневек. йеменскими учеными генеалогические предания, возводящие его род к великим химьяритским царям, в частности к Абикарибу Асаду, крайне сомнительны и представляют собой попытку оправдать узурпацию верховной власти. Встречающееся у ряда совр. авторов указание на то, что Й. А. Я. происходил из могущественного знатного рода зу Язан, основано на давней гипотезе, выдвинутой и впосл. отвергнутой Ж. Рикмансом, к-рый пытался вывести принятое в греч. агиографии имя этого царя в форме винительного падежа (Δουναάν) из (Ryckmans. 1956. P. 5. Not. 23; Idem. 1964. P. 430. Not. 86).
О жизни Й. А. Я. до вступления в борьбу за верховную власть в Химьяре сведений нет. Попытка объяснить его ненависть к христианам тем, что он в юности якобы пострадал от них во время предполагаемого аксумского вторжения ок. 500 г., несостоятельна, поскольку это событие реконструируется лишь на основании косвенных данных. Из источников известно только о факте интервенции аксумского войска в Химьяр в кон. 518 - нач. 519 г. По-видимому, к этому времени среди химьяритской знати обострилась борьба между теми, кто ориентировались на Византию и Аксум и симпатизировали христианству, и теми, кто хотели сделать гос. религией иудаизм и избрать союзником во внешней политике сасанидский Иран. Лидером последних стал Й. А. Я., который фактически узурпировал царскую власть, но из-за вмешательства аксумитов бежал в горы. На химьяритском престоле оказался их ставленник Маадикариб Яафур ( ), после кончины которого (лето 522) Й. А. Я. взошел на трон, приняв титул «царь всех общин» (Ja 1028/1: под общинами имелись в виду основные единицы социальной структуры оседлого населения).
Й. А. Я. проводил политику открытых и жестких репрессий против потенциальных противников, к числу к-рых он относил христиан, в первую очередь единоверных Аксуму монофизитов. В химьяритской столице Зафаре он сжег церковь и ок. 500 находившихся в ней аксумитов. Затем он направил войска под командованием представителя рода зу Язан Шарахила Якбула ( ) на красноморское побережье (Тихаму). В ходе проводившихся операций, подробности к-рых известны лишь из сабейских надписей, была, в частности, сожжена церковь в портовом г. Моха ( ), общее число убитых превысило 12 тыс. чел., в плен было взято 11 тыс. чел., в качестве добычи уведены верблюды, крупный и мелкий рогатый скот, всего 290 тыс. животных. Преследованиям подверглись христиане прежней сабейской столицы Мариба и обл. Хадрамаут, но особо сильными были гонения на христиан оазиса Награн, который Шарахил Якбул осаждал с июня по кон. нояб. 523 г. Награнцы поверили Й. А. Я., который обещал им пощаду в случае сдачи, но впоследствии для сохранения жизни он потребовал отречения от христианства. После пыток и издевательств ок. 5 тыс. местных христиан, включая женщин, детей и стариков, были преданы смерти (см. статьи Арефа, Награнские мученики). Дополнительным стимулом для расправы над награнскими христианами стал уровень достатка значительной их части, участвовавшей в трансаравийской караванной торговле; все имущество казненных досталось царю и его подручным. По-видимому, гонения не затронули несториан, придерживавшихся, как и Й. А. Я., проиранской ориентации.
Не только монофизитский мир, но и правосл. Византия была потрясена столь чудовищным насилием над тысячами христиан. Имп. Юстин I и высшие иерархи восточнохрист. Церквей обратились к аксумскому царю Калебу Элла Ацбэхе (см. Елезвой) с просьбой покарать иудея-узурпатора. Й. А. Я. попытался склонить лахмидского царя Мунзира III также начать гонения на христиан в своем гос-ве, но столкнулся с резкой оппозицией союзных Лахмидам представителей араб. племенной знати, исповедовавшей христианство. Химьяритский посол, прибывший в военный лагерь под Хирой в янв. 524 г., ничего не добился. Понимая, что вторжения аксумитов не избежать, Й. А. Я. перегородил вход в бухту Гурайра (150 м) железной цепью, упоминаемой и в агиографических памятниках, и в надписях ( - цепь Эль-Мандеба (Маддабана)). Флот Калеба состоял из 70 кораблей, в большинстве полученных от византийцев, однако лишь незначительная их часть попыталась прорваться в бухту; 20 судов с аксумитами пошли к Мохе, а 40 высадили десант недалеко от того места, где в средние века был основан г. Забид. Почти все источники сходятся в том, что решающая битва произошла там же, на берегу моря. Данные, приведенные в Мученичестве Арефы, о 120 тыс. или даже 310 тыс. воинов, сражавшихся на стороне Калеба, являются преувеличением по меньшей мере на порядок, о 50-тысячном химьяритском войске - в неск. раз. Итогом сражения стал полный разгром химьяритов. По основной версии, Й. А. Я. бросился на лошади в море и утонул; согласно Нашвану аль-Химьяри, он погиб на суше и его тело было брошено без погребения на растерзание лисицам. Вторжение аксумитов и гибель Й. А. Я. произошли не ранее лета 525 г. и не позже осени 529 г., скорее всего в 525 г.
Царствование Й. А. Я., отмеченное религ. нетерпимостью, закончилось для Химьяра катастрофой. Гос-во на неск. лет попало под полный контроль Аксума, лишилось значительной части элиты и потеряло внутреннее единство. Гонения на христиан Й. А. Я. являются одной из главных причин гибели южноаравийской цивилизации во 2-й пол. VI в.